1 сентября: как правильно подготовить автомобиль для перевозки детей. Правила, законы и выбор автокресел
С началом сентября ГИБДД усиливает контроль за соблюдением правил перевозки детей, в особенности за использованием детских автокресел. Этот гид поможет вам правильно подготовиться к перевозке юных пассажиров и подобрать наиболее безопасные автокресла.
Стандартные автомобильные ремни безопасности предназначены для защиты взрослых пассажиров. Для детей необходимы специальные удерживающие устройства, которые минимизируют риск получения травм в случае аварии. Правильный выбор автокресла важен не только для безопасности, но и для соответствия законодательным требованиям. Использование автокресел снижает вероятность смертельных исходов на 75%.
Законодательные нормы
В России использование детских удерживающих устройств для перевозки детей до 12 лет обязательно. Нарушение этого правила влечет за собой штраф, ответственность за соблюдение правил лежит на водителе.
Дети делятся на три возрастные категории, для каждой из которых предусмотрены определенные требования к удерживающим устройствам:
- от 0 до 7 лет;
- от 7 до 11 лет;
- от 12 лет и старше.
Рассмотрим требования для каждой категории более подробно.
Дети от 0 до 7 лет
Младенцы и дети до 7 лет должны находиться в автомобиле только в специальных удерживающих устройствах, таких как люльки или автокресла, соответствующие их весу и росту. Младенцев нельзя перевозить в сидячем положении — для этого используются люльки, которые можно устанавливать на переднем пассажирском сиденье при отключенной подушке безопасности или на заднем сиденье. Люлька должна быть надежно закреплена ремнями или системой ISOFIX, спиной к ходу движения на переднем сиденье и перпендикулярно ходу движения на заднем.
Дети от 1 до 7 лет должны использовать детское кресло, установленное как на переднем, так и на заднем сиденье.
Дети от 7 до 11 лет
Дети в возрасте от 7 до 11 лет могут ездить на переднем сиденье только в соответствующем их весу и росту удерживающем устройстве. На заднем сиденье допускается перевозка без него, если рост ребенка превышает 150 см и вес больше 36 кг, при условии использования штатных ремней безопасности. Однако в законодательстве этот критерий не прописан, поэтому ориентироваться на него стоит при выборе устройства. Перевозка детей до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла запрещена.
Дети от 12 лет
Дети старше 12 лет могут ездить как на переднем, так и на заднем сиденье автомобиля без использования специальных удерживающих устройств, но обязательно должны быть пристегнуты ремнями безопасности.
Правила подбора детского автокресла
Основными критериями при выборе детского удерживающего устройства являются возраст, рост и вес ребенка. Эти параметры указываются производителями в инструкциях к конкретным моделям. Стоит учитывать, что невозможно приобрести одно кресло, которое будет подходить на весь период взросления ребенка — придется менять его по мере роста.
Кресла делятся на несколько категорий: 0+/1, 0+/1/2, 0/1/2/3. Самые "младшие" предназначены для детей весом до 13 кг, однако чаще встречаются комбинированные варианты — группа 0+/1 рассчитана на вес до 18 кг. Кресла группы 0+/1/2 подходят для детей весом от 2,2 до 30 кг, а модели 0/1/2/3 — от 2,2 до 55 кг. При этом важно учитывать, что чем шире диапазон параметров, тем менее комфортно ребенку и ниже уровень защиты при ДТП. Поэтому важно подбирать кресло, которое идеально соответствует росту и весу ребенка.
Классическая классификация автокресел выглядит следующим образом:
- Группа 0: для новорожденных до полугода (люлька);
- Группа 0+: до года и веса до 13 кг (младенец размещается в полулежащем положении);
- Группа I: кресло с трех- или пятиточечными ремнями для детей весом 9–18 кг;
- Группа II: кресло для детей весом 15–25 кг; допускается крепление штатным автомобильным ремнем;
- Группа III: кресло для детей весом от 22 до 36 кг, которое впоследствии может использоваться как бустер.
Критерии выбора
При выборе удерживающего устройства необходимо учитывать несколько ключевых факторов: безопасность, качество исполнения, мобильность и функциональность.
Безопасность является главным критерием. Она подтверждается наличием сертификатов и результатами независимых испытаний. Например, можно доверять результатам тестов немецкого автоклуба ADAC, хотя не все модели, представленные на российском рынке, проходят подобные испытания. Наиболее безопасными считаются устройства с европейской маркировкой R129 или i-Size. Эти устройства прошли обязательные испытания на боковой удар с использованием современных манекенов и имеют крепления стандарта Isofix (совместимые не с каждым автомобилем). Кресла старого стандарта ECE R44-04 также допускают использование штатных ремней безопасности. Выбирая кресло, стоит ориентироваться на репутацию производителя, результаты испытаний и рейтинг модели.
Качество исполнения, мобильность и функциональность — это также важные параметры, которые определяют удобство использования кресла и его долговечность. Качественные кресла обычно имеют значительный, но не чрезмерный вес. Важно, чтобы кресло предлагало широкий диапазон регулировок, включая настройку ремней безопасности и подголовников. Эргономика особенно важна для комфорта и безопасности юного пассажира.
Учтите, что правильно подобранное кресло не только обеспечивает безопасность, но и делает поездки комфортными и удобными для вашего ребенка.
Нюансы при выборе автокресла
При выборе автокресла стоит учитывать несколько важных деталей:
- Высокие боковины и регулируемый подголовник. Хорошее кресло должно иметь высокие боковины, которые обеспечивают защиту от бокового удара, а также регулируемый подголовник для комфорта и безопасности ребенка.
- Материал каркаса. Каркас автокресла должен быть выполнен из качественного пластика, а не металла. Пластик обеспечивает достаточную прочность и гибкость, необходимые для поглощения ударов.
- Возможность трансформации. Автокресло должно иметь возможность регулировки и изменения положения, чтобы обеспечить ребенку комфорт в зависимости от его возраста и роста.
- Смягчающие накладки и расширители ремня. Эти элементы снижают давление ремней на тело ребенка, делая поездку более комфортной и безопасной.
- Надежные замки. Замки для фиксации ремней должны быть прочными и не выступать наружу, чтобы исключить случайное открытие или повреждение.
- Соответствие стандартам безопасности. Автокресло должно соответствовать стандартам ECE R44/04 или ECE R129 (i-Size), что подтверждается нестираемой оранжевой наклейкой на корпусе.
- Комфорт ребенка. Ребенку должно быть удобно находиться в кресле, и он не должен чувствовать дискомфорта во время поездки.
- Материал обивки. Обивка автокресла не должна быть выполнена из полиэстера, так как этот материал не пропускает воздух и может долго источать неприятный запах. Лучше выбирать модели с обивкой, которую можно легко снять и постирать в машинке.
Стоит помнить, что модные функции, такие как встроенные USB-порты, интегрированные наушники или Bluetooth-модули, скорее являются маркетинговыми уловками, нежели полезными характеристиками. Основное внимание стоит уделить безопасности, надежности и функциональности. В некоторых современных автокреслах могут быть встроены подушки безопасности, но такие технологии пока остаются редкостью и обычно стоят дорого.
Штрафы за нарушение правил перевозки детей
За перевозку детей без специальных удерживающих устройств ГИБДД может наложить штраф, сумма которого зависит от статуса водителя:
- Для обычного водителя штраф составит 3 000 рублей.
- Для должностных лиц (например, таксистов) штраф увеличивается до 25 000 рублей.
- Для юридических лиц (например, школ или таксомоторных компаний) штраф может достигать 100 000 рублей.
При этом, если штраф будет оплачен в течение 20 дней с момента наложения, можно воспользоваться 50-процентной скидкой.
Инспектор может наложить штраф не только за отсутствие автокресла, но и в случаях, когда кресло или бустер не соответствует росту, весу или телосложению ребенка, либо если кресло используется неправильно, например, когда в одном кресле находятся два ребенка. Неправильная фиксация устройства также является основанием для наказания.